6. Формирование модульных образовательных программ

 

96. Модули подразделяются на следующие виды:

1) общие обязательные модули – циклы базовых дисциплин, формирующих общие компетенции, напрямую не связанные со специальностью;

2) обязательные модули по специальности - циклы базовых и профилирующих дисциплин, составляющие основу специальности и направленные на формирование профессиональных компетенций;

3) модули по выбору для определенной специальности – циклы дисциплин по индивидуальному профилированию, направленные на формирование возможных компетенций в рамках специальности;

4) модули по выбору, выходящие за рамки квалификации – циклы дисциплин, не относящиеся к специальности и направленные на формирование дополнительных компетенций (информационные технологии, иностранные языки).

97. Один модуль состоит из одной или нескольких дисциплин.

98. Модуль формируется из:

1) больших по объему (3 и более кредитов Республики Казахстан или 5 и более кредитов ECTS) и завершенных по времени и содержанию дисциплин;

2) небольшого объема и взаимно дополняющих друг друга дисциплин;

3) нескольких родственных, смежных дисциплин (далее - составные компоненты), которые обеспечивают преемственность учебной программы и представляют различные уровни одной дисциплины. Смежные дисциплины обеспечивают междисциплинарность модуля и направлены на формирование широкого спектра необходимых компетенций, выходящих за рамки одного модуля.

99. В случае, если модуль состоит из нескольких дисциплин, то определяется доля каждого составного компонента в кредитном выражении к общему количеству кредитов.

100. Все виды практики и дипломные работы представляют собой отдельные модули.

101. Объем одного модуля зависит от трудозатрат работы студента.

102. Продолжительность одного модуля составляет не менее одного академического периода. Большие по объему модули могут продолжаться в течение одного учебного года, но не более.

103. В случае если модуль объединяет несколько взаимосвязанных между собой дисциплин, одна из которых является пререквизитом другой, то изучение должно быть последовательным.

В данном случае эти дисциплины изучаются в разных семестрах.

104. В случае, если модуль состоит из смежных дисциплин, составные компоненты которого не являются пререквизитом других составных компонентов, то возможно параллельное изучение дисциплин.

105. Условием для получения кредитов по модулю является положительная оценка по итоговому контролю и выполнению всех видов работ, предусмотренных модулем.

Если модуль состоит из нескольких дисциплин, то условием для получения кредитов по модулю является выполнение всех требований по составляющим компонентам.

106. В случае, если модуль состоит из одной дисциплины, то итоговой оценкой по модулю является результат итогового контроля по данной дисциплине. При этом итоговая оценка включает оценки по видам работ, предусмотренных учебной программой дисциплины (практические, лабораторные, расчетно-графические, курсовые).

107. В случае если модуль состоит из нескольких компонентов, то экзамен проводится по основному компоненту, а по другим компонентам формой итогового контроля являются реферат, эссе, проектная работа или курсовая работа.

108. При неудовлетворительной оценке (менее 50 %) одного из составных компонентов модуля, кредиты по модулю не присуждаются.

109. Разработка содержания модулей начинается с планирования ожидаемых результатов обучения (далее - результаты обучения).

Результаты обучения описываются в форме знаний, умений и навыков, которые обучающиеся демонстрируют по окончании модуля.

На стадии планирования результатов обучения определяются методы обучения и методы оценки их достижения

Результаты обучения по составным компонентам способствуют достижению результатов обучения всего модуля.

110. Содержание модуля разрабатывается одним преподавателем/группой преподавателей.

111. В случае, если модуль состоит из нескольких компонентов, содержание модуля составляется группой преподавателей по дисциплинам.

112. Содержание по отдельному составному компоненту согласовывается с содержанием других составных компонентов модуля.

113. Содержание модуля и содержание составных компонентов модуля обеспечивают достижение результатов обучения.

114. В соответствии с результатами обучения и содержанием модуля определяются условия для изучения модуля (перечень ранее усвоенных знаний, умений, навыков).

115. В зависимости от содержания модуля разрабатывается комплекс практических заданий, и определяются методы и формы обучения, обеспечивающие достижение результатов обучения.

116. Для определения количества кредитов по модулю необходимо рассчитать трудозатраты обучающегося. В понятие трудозатрат входят все виды работы по модулю (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, учебные практики, подготовка к занятиям и экзаменам, выполнение домашних работ).

117. Для расчета трудозатрат регулярно проводится мониторинг. Виды мониторинга устанавливаются вузом:

1) для мониторинга проводятся исследования в форме анкетирования студентов или в виде дневника студента. Обучающиеся указывают затраты времени, потраченные на предполагаемый модулем определенный вид работы. Опрос обучающихся рекомендуется проводить два раза в год, дневники заполняются еженедельно;

2) формы анкеты/вида дневника для мониторинга разрабатываются вузом.

118. Модульные образовательные программы разрабатываются согласно приложению 9 к настоящим Правилам.

119. Описание модуля должно включать следующие компоненты:

1) название модуля и шифр;

2) ответственный за модуль;

3) тип модуля (общий обязательный модуль/обязательный модуль по специализации, модуль по выбору);

4) уровень модуля (BA/MA/PhD);

5) количество часов в неделю;

6) количество кредитов;

7) форма обучения;

8) семестр;

9) количество обучающихся (минимальное/максимальное количество);

10) пререквизиты модуля;

11) содержание модуля (описать содержание модуля);

12) результаты обучения (сформулировать в виде предметных и надпредметных компетенций);

13) форма итогового контроля;

14) условия для получения кредитов (выполнение всех видов работ, предусмотренных модулем, положительная оценка за экзамен);

15) продолжительность модуля (один семестр или два семестра);

16) дата обновления.

120. Вузы вносят дополнения в описание модулей в зависимости от специфики образовательных программ.